Ще трохи про рдичів Роксанди
30/11/2009 10:21 amА от деякі відомості про мачуху Марії і Роксанди, другу дружину Василя Лупула, знайдені тут безцінним паном Олегом. Джерело – «Книга подорожей» Евлії Челебі, вже колись згадуваного колишнього пажа султана Амурата IV.
«Близ этого монастыря [находится] монастырь Дона. Он построен женой короля Лупула Дона-бану. Дона по рождению черкешенка, племянница бывшего /355/ великого везира Дервиша Мехмед-паши. Она была матерью Стефан-бея, который ныне является нашим беем, и пребывала в заблуждении. Когда Дервиш Мехмед-паша был вали Сирии, он, обратившись с просьбой к султану Мураду, прилагал усилия к тому, чтобы вызволить эту девушку от Лупула. Лупул же, потратив на девушку немало средств, упорно не отдавал ее и впоследствии имел от нее нескольких детей. Монастырь же этот посвящен упомянутой девушке, он является местом занимательных зрелищ вблизи монастыря ее супруга»
З приміткою:
«Дона, т. е. домна (господарыня) — жена молдавского господаря Василия Лупу Екатерина, черкешенка по происхождению. Сын ее. Стефан, в 1659—1662 гг. был молдавским господарем, одна дочь была замужем за польским гетманом Янушем Радзивиллом, а вторая— Роксанда (Александра) — за старшим сыном Богдана Хмельницкого Тимофеем. На сестре Екатерины был женат Сефер-Гази-ага — везир крымского хана Мухаммед-Гирея IV. Домна Екатерина «пребывала в заблуждении», т. е. не исповедовала мусульманскую веру, была христианкой.»
Тепер біль-менш зрозуміло, чому княгиню Катерину дехто називав мусульманкою: вона, хоч сама християнка, була родичкою і своячкою високопоставлених чиновників-мусульман. Чому один з них намагався розлучити її з чоловіком – не знаю. Звичайно, ні Марія, ні Роксанда не були дочками княгині Катерини: їх матір’ю була перша дружина Лупула.
Заодно в цьому тексті є цікаві обставини приходу до влади зведеного брата Роксанди, Стефана.
«Как только грамоты с просьбой о помощи были зачитаны в присутствии храброго везира Кёпрюлю, тотчас везир Кёпрюлю явился на аудиенцию к благоденствующему падишаху. И когда они посовещались в соответствии со славным изречением: «И мы посоветовались о делах», всем мирмиранам и мирлива Румелии, прибрежному aгe и татарскому хану были посланы распоряжения и высочайшие указы о том, что Молдавский бейлик пожалован Стефан-бею, родному сыну Лупул-бея, в прошлом смещенного с Молдавского бейлика и находившегося в вечном заключении в Семибашенном замке.»
З уточненням:
«О, когда мой отец был заключен в Семибашенном замке, я вошел в долги на три тысячи кошельков и стал беем.»
Автор тексту дуже раціонально підходить до справ віри:
«Я, презренный, сказал: «Эй, господин мой! Ей-богу, да никто и не узнает этой тайны. Ты по-прежнему в этом зеленом колпаке ходи по церквам и не переставай исполнять обряды поклонения Иисусу. А в сердце своем ты будь верен исламу».
Крім усіляких інших прецікавих деталей, представляю любителям історичних курйозів отаке:
«Монастыри. Имеется одиннадцать монастырей, подобных тем, что в Киевской земле Московии».
А заодно вже я дізналася, чому стамбульський Богдан-палац називався саме так. Бугдан – це, виявляється, турецька назва Молдавії. Може й прізвище Ельвіри Богдан теж з цього кореня?